Специальное образование

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большей степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков),  фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи.  Выделяются три уровня общего недоразвития речи:
I уровень – наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;
II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;
III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.
 
Причины речевых нарушений.
Различают неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы. Так в нарушениям речи приводят: внутриутробная патология (гипоксия плода (кислородное голодание), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус-несовместимость матери и плода, чрезмерный прием лекарств во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянная вибрация и др. Особенно вредно сочетание нескольких неблагоприятных факторов во время беременности. Наиболее грубые дефекты могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
Наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг  могут приводит к последующим речевым нарушениям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалические и др.), травмы черепа с сотрясением мозга, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятное речевое окружение – все это способствует возникновению речевых нарушений. Можно выделить некоторые виды недостатков речи, которые возникают по подражанию (заикание, дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи. Часто страдает речевая функция в критические периоды развития – 1-2 года, 3 года,7 лет.
Речевые нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.
 
Классификация речевых нарушений.
Существуют две классификации речевых нарушений. В основе медико-педагогической классификации лежит  изучение причин и патологических проявлений  речевой недостаточности. Это нарушения голоса (дисфония, афония), нарушения темпа речи (тахилалия, брадилалия), заикание, дислалия (нарушение звукопроизношения), дизартрия (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации  речевого аппарата), ринолалия (гнусавость), алалия (недоразвитие речевых центров коры головного мозга), афазия (распад речи), нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия).
Для комплектования специальных дошкольных групп для детей с нарушением речи применяется психолого-педагогическая классификация. Согласно ей дефекты речи бывают: фонетико-фонематические, фонетические и общее недоразвитие речи.
 
Характеристика детей с нарушениями речи.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне  произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вледствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения,  и распределения. У этой категории детей наблюдается  сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности  в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие  мыслительных операций, снижение способности  к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять  задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют  двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются  в выполнение задания.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его  развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.
При исправлении речевых нарушений родители должны всемерно помогать педагогам (логопеду, воспитателю, психологу). Исправление речи требует  систематических продолжительных занятий.  Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка. Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допускаю включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.
В случае, если в семье растет ребенок с сенсорной алалией, родителям целесообразно следить за звуковым и речевым режимом малыша. Ребенка надо оградить от излишне частого общения  с окружающими, исключить слушание радио, просмотр телевизора. Желательно создать вокруг ребенка ситуацию зрительного голода  - не показывать игрушек, картинок. Только на таком спокойном фоне можно логопеду начинать коррекционную работу.
Если у ребенка дизартрия, родители должны постараться в первую очередь организовать режим сна и бодрствования. Поскольку у детей с дизартрией отмечается недоразвитие моторики, в частности нарушения движений пальцев и кистей рук (ребенок затрудняется сам одеваться, причесаться, действовать с мелкими предметами), родители могут учить своего малыша правильно захватывать предметы, удерживать их, перекладывать с места на место. Надо с большим вниманием относиться к малейшим успехам ребенка, хвалить его и поощрять. Взрослым следует терпеливо формировать у таких детей навыки самообслуживания (умение есть, одеваться, умываться и т.д.)
Еще одним речевым нарушением  является закрытая ринолалия. Она проявляется в нарушении тембра голоса и звукопроизношения. Обусловлен этот дефект непроходимостью носовой полости, вызванной наличием в носу полипов, аденоидов, искривлением носовой перегородки, гипертрофией слизистой носовой полости. Как правило при устранении причины восстанавливается носовое дыхание и исчезает речевой дефект.  Реже встречаются дети с открытой ринололией, возникающей вследствие расщелин твердого и мягкого неба. Такому ребенку в дошкольном возрасте показана операция по восстановлению неба. Логопедическая работа начинается еще в дооперационный период. Это способствует предотвращению возникновения серьезных нарушений в функционировании органов артикуляции.

Родители, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать его от общения со сверстниками, имеющими нормальную речь. Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению.

 

источник: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845

свернуть

Организация слухоречевой среды для детей с нарушением слуха

Одним из главных аспектов работы дошкольных учреждений, в которых воспитываются  дети с нарушением слуха, является формирование словесной речи как средства общения, познания окружающего мира, интеграции ребенка в обществе.

          Речевое развитие является многоплановым процессом, поэтому необходимо создать условия для организации слухоречевой среды как в дошкольном учреждении, так и дома. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В ее создании участвуют все взрослые, окружающие ребенка: родители, педагоги, персонал группы и детского сада и т. д.

        Выделяют следующие условия создания слухоречевой среды:

1.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Родителям и педагогам необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жиз-ни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые - уточнять содержание сказанного.

       Например, взрослый после прихода любого человека в группу или домой сообщает о цели прихода этого человека: « Тетя Лида (медсестра) сказала, что Вика заболела» или «Папа пришел домой с работы». Взрослые, приходящие к Вам в дом, обязательно должны обращаться к детям с приветствием, вопросами, просьбами, понятными детям («Привет!», «Кто тут? Бабушка», «Где тетя Валя?», «Алеша, дай тете стул» и т. д.)

      Существенным фактором общения с ребенком с нарушением слуха является включение его в практическую деятельность, например, в различные игры, рисование, конструирование, труд, с тем, чтобы побудить ребенка к речи, стимулировать его речевую активность, вовлечение других детей и взрослых в процесс общения.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РЕЧИ, ПОБУЖДЕНИЕ К   ИСПОЛЬЗОВА-НИЮ РЕЧИ.

         Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются стимулом для малыша, поэтому взрослые должны поддерживать любые рече-вые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми взрослые по-буждают детей к устной речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним за-труднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилиро-ванием, использованием табличек, собственным письмом, а так же неречевыми средствами — указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ре-бенку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, просят ребенка повторить это слово. Во время различных игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с вопросами, просьбами, под-держивая любые попытки говорения.

         Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорении по собственному побуждению. Поскольку часто дети, активные на занятиях по развитию речи, не стремятся к речевому общению в быту, взрос-лым необходимо подумать о создании ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастает: во время игры взрослый как бы случайно «забывает» дать необходимую для игры вещь (машинку для перевозки кубиков). Если ребенок не обращается ко взрослому, он должен фиксировать внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу: от «Тетя, дай машину» до «Анна Петровна, дайте, пожалуйста, большую машину. Я буду возить кубики и стро-ить дом». Нередко можно наблюдать, как хорошо общающиеся со знакомыми взрослыми дети замыкаются, теряются при обращении к ним незнакомых лю-дей, хотя они знают нужные слова и фразы.

          Педагоги в саду во время прихода в группу новых людей показывают, как нужно здороваться, прощаться, объясняет, как можно поблагодарить, извиниться, выразить просьбу, задать вопрос, рассказывают, какие вопросы обычно зада-ют незнакомым людям. Подобную работу необходимо проделывать родителям дома, чтобы закрепить навыки коммуникации.

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКОУСИЛИВАЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ.

        Создание слухоречевой среды невозможно без использования качествен-ной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной ре-чи, развития слухозрительного восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих.

       Прежде всего родителям  необходимо позаботиться о протезировании ре-бенка индивидуальными аппаратами и контролировать их постоянное использование в детском саду и дома.

        Использование индивидуальных аппаратов нацелено на:

-развитие неречевого слуха (восприятие различных сигналов транспорта, слу-шание голосов животных и птиц, слушание музыки), что крайне необходимо для ориентировки ребенка в окружающем пространстве.

-развитие речевого слуха (восприятие темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля), что значительно расширяет сенсорную базу речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.

        Взрослые, окружающие ребенка — родители, педагоги — должны знать ре-жим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в со-стоянии воспринимать речевые и неречевые звучания.

        Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений.

4.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ.

         Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взро-слых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ре-бенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Не рекомендуется перегружать фразы (они должны быть четкими), изменять структуру выс-казываний, меняя порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» - «Мяч где?» или «Где ты была летом?» - «Летом ты где была?»).

         Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях родителям и педагогам приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устнодактильном предъявлении новых слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.

5.КОНТРОЛЬ  ЗА  РЕЧЬЮ  ДЕТЕЙ.

          Взрослые должны контролировать устную речь детей, однако условия этого контроля разные. Сурдопедагог и воспитатель знают возможности каждого ребенка, поэтому они могут добиться использования ребенком всех его речевых и слуховых способностей, в том числе навыков самоконтроля у старших детей.

        Отдельная тема — общение родителей с детьми. Ключевым моментом это-го общения должно стать правильное использование устной речи и контроля  за речью ребенка. Сурдопедагог должен принимать участие в этой работе, направ-ляя и в некоторых случаях контролируя ее. С учетом возможностей и способностей родителей он проводит индивидуальные консультации.

         Рекомендуя родителям устное общение с детьми, педагог должен:

- показать образцы такого общения в различных бытовых ситуациях и на заня-тиях;

-  объяснить, как сделать устное общение интересным для ребенка (пригласить в гости других детей, организовать экскурсию, включать ребенка в решение простых бытовых задач);

-  научить уточнять значение слов и предложений, делая рисунки и изготавливая книжкисамоделки, помогающие ребенку понять новые слова и предложения;

-  акцентировать внимание родителей на необходимости поддержания и поощрения любой попытки ребенка говорить, вступать в общение, а уже затем предъявлять требования к качеству произношения;

-  ознакомить родителей с состоянием произносительных навыков ребенка, сис-тематически информировать их о том, над чем ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку;

-  постоянно контролировать работу родителей над произношением, т. к. отсутствие такого контроля может привести к появлению грубых дефектов произношения.

         При работе над звуками сурдопедагог сообщает воспитателям и родителям о появлении каждого нового звука и введении его в речь, чтобы они могли при дефектном произношении исправить звук. Родители должны знать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» - и он сам исправит ошибку. Можно показать на табличке соответствующую букву и попросить ребенка повторить все слово правильно. Иногда в качестве по-мощи можно привлечь дактильный знак при условии повторения звука и слова устно. В работе также может быть применено зеркало, чтобы ребенок, опираясь на зрение, мог исправить дефектное произношение. В отдельных случаях мож-но использовать тактильно-вибрационную чувствительность (характер воздуш-ной струи).

          Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию дошкольников с нарушением слуха зависит от возможнос-тей педагогов и родителей и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с окружающими.

 

https://nsportal.ru

свернуть

Что такое кохлеарная имплантация?

Существуют разные подходы к определению понятия «кохлеарная имплантация».

Кохлеарная имплантация – это способ слухопротезирования, предполагающий вживление во внутреннее ухо системы электродов, обеспечивающей восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции слухового нерва.

Таким образом, кохлеарный имплант – одна из разновидностей слуховых протезов. Обеспечивает физическую возможность слышать.

Кохлеарная имплантация – это система мероприятий по реабилитации людей с нарушением слуха, включающая:

  • отбор детей;
  • проведение хирургической операции;
  • первое включение речевого процессора и его настройку (у маленьких детей процесс настройки может длиться 1 – 2 года. См раздел «Настройка речевого процессора кохлеарного импланта»);
  • послеоперационную слухоречевую реабилитацию (Длительность данного этапа зависит от возраста, в котором выполнена операция. В среднем занимает 5 – 7 лет. Чем позже выполнена операция, тем дольше период реабилитации. В некоторых случаях невозможно получить максимальные результаты).

В Республике Беларусь операции кохлеарной имплантации выполняются с 2000 года. При этом отмечаются 2 тенденции:

  1. увеличение количества операций (от 7 – 12 до 82 в год);
  2. снижение возраста пациентов, которым выполняется операция.

Минимальный возраст пациента, которому выполнена КИ в РНПЦ оториноларингологии, составил 9 месяцев.  

 

Устройство кохлеарного импланта

 

Внешняя часть (наружная):микрофон, размещаемый в корпусе заушного слухового аппарата;речевой процессор;антенна передатчика.Внутренняя (имплантируемая):приемник с индукционной катушкой;система электродов.

Особенности восприятия звуков с помощью кохлеарного импланта

 

Могут отмечаться следующие особенности восприятия звуков с помощью кохлеарного импланта:

< >искажение звуков и речи, передаваемых кохлеарным имплантом в слуховую систему:слияние звуков в непрерывный меняющийся шумовой поток;трудности дифференциации звуков («Все звуки звучат одинаково» «Я вижу по вашей артикуляции, что вы говорите «И», но я слышу «У»);различия в восприятии просодических характеристик речи (голоса звучат одинаково; звучат очень пискляво или с металлическим оттенком и т.д.).моноуральное (одностороннее) восприятие, так как кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо. Как следствие, возникают трудности локализации звука в пространстве. Необходима специальная работа по формированию умения локализовать звуки в пространстве;несформированность или нарушение центральных слуховых процессов различной степени. Это выражается в нарушении скорости обработки речи: речь слышится с задержкой (иногда 45 секунд и более).если говорящий находится сзади или с противоположной стороны от прооперированного уха;если речь не обращена к ребенку с кохлеарным имплантом (например, при общении нескольких детей на групповых занятиях).Настройка речевого процессора кохлеарного импланта

 

Настройка речевого процессора кохлеарного импланта – одна из важнейших составляющих кохлеарной имплантации. От того, насколько качественно будет настроен речевой процессор, зависит качество звука, который будет слышать пациент.

Что нужно знать о настройке речевого процессора кохлеарного импланта:

< >Сразу после операции пациент не слышит, т.к. внешняя часть с речевым процессором не подключена.Настройка речевого процессора кохлеарного импланта осуществляется индивидуально. Первое подключение речевого процессора производится спустя 4 – 6 недель после операции.Для программирования используется специальное устройство – программатор с соответствующим программным обеспечением, и компьютер. Включение, программирование и настройка процессора КИ производится специалистом-аудиологом. Настройка включает 3 компонента:проверка работоспособности внутренней и внешней частей КИ;программирование;настройка параметров электрической стимуляции.Аудиолог;Учитель-дефектолог (сурдопедагог);Родители ребенка.Оценка непроизвольных и произвольных реакций на стук, голос, определение максимального расстояния, с которого ребенок обнаруживает низко-, средне- и высокочастотные звуки [па], [ш], [с] при разном уровне усиления (на разных программах).Выявление негативных реакций на громкие звуки.Информирование аудиолога о: реакциях ребенка на звуки разной частоты;реакциях на звуки разной силы;развитии у ребенка слухового восприятия и устной речи с КИ;разборчивости речи на разных программах.Наблюдение за реакциями ребенка на разные звуки, голос.Наблюдение за неприятными реакциями на звуки и передача этой информации аудиологу и сурдопедагогу.Информирование аудиолога и сурдопедагога о развитии восприятия речи и устной речи ребенка. 

 

Правильно настроенный речевой процессор кохлеарного импланта по мере коррекционной работы должен обеспечивать ребенку:

< >восприятие низкочастотных гласных и согласных [у] - [а] - [м]; и высокочастотных согласных [ш] - [с] [ц] - [ф] на расстоянии 4 – 6 м и различение их на расстоянии не < 2 м.;отсутствие неприятных реакций на звуки;комфортное восприятие разговорной речи в тихих условиях.

Как работает система кохлеарного импланта

< >Все звуки воспринимаются микрофоном  речевого процессора.  В речевом процессоре все звуки окружающей среды анализируются и кодируются в последовательность электрических импульсов. С помощью передатчика импульсы посылаются через кожу в приемник, зафиксированный в височной кости.От приемника импульсы направляются по рабочему электроду в улитку, где стимулируют спиральный ганглий слухового нерва.Слуховой нерв воспринимает импульсы и посылает в слуховые центры мозга. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

Для того, чтобы человек с кохлеарным имплантом начал слышать и говорить как слышащий, необходимо, чтобы в его памяти накопились образы соответствующих звуков. Человек должен неоднократно услышать звук, соотнести его с определенным объектом, запомнить звучание.

 

по материалам: https://www.asabliva.by

свернуть