Советы учителя-дефектолога

Речевая готовность ребёнка к школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

Что же такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача учителя-дефектолога – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

 

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а  в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

 

свернуть

Речевой материал для автоматизации твердого звука [Р]

Речевой материал для автоматизации твердого звука [Р]

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-

Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р]

дра-дры-дро-дру  
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро


Произносить (читать) слова чётко произнося звук [Р]

Драка, драный, драться.

Драже, драчун, дрова, дрожать.

Вёдра, выдра, пудра, эскадра.

Бодрость, мудрость.

Дрыгать, дрын.

Кадры, кедры, щедрый.

Дровни, дрозд, дроссель.

Друг, дружба, дружный ,дружить, другой.

 

Четко произносить (читать) чистоговорки

 

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро — у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ -ТР-

Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р]

тра-тры-тро-тру  
тры-тро-тру-тра  
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро
 

Проговаривать (читать) слова, чётко произнося звук [Р]

Травка, травма, трап, трасса.

Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.

Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.

Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.

Метро, стройка, патрон.

Трубка, труд, трудный.

Трубить, трудиться.

Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.

 

Четко произносить (читать) чистоговорки

 

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

 Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры — зажигаются костры.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ -ТР- И –ДР-

Произносить (читать) предложения по образцу: У Кон-др-ата много др-узей. На тр-аве вё-др-а.

Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Вед­ро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна стра­ница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быс­тро закончили строгать доски.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

 

Произносить (читать) слоги по образцу: а-р-, о-р-, е-р-, я-р-.

 

Ар-ур-ир            Ир-ор-ар                      эр-ур-ир                       Ир-ор-ур

Ор-ир-ур            Ур-ир-ор                      ор-эр-ар                       Ур-ор-эр

 

 

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов

 

Говорит взрослый.                                Говорит ребенок

Рая едет на базар         ,                                     ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Федор подметает двор,                                     ор-ор-ор, ор-ор-ор.

У корыта много кур,                               ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Ираида пьет кефир                                  ир-ир-ир, ир-ир-ир.

Ровный красный помидор                       ор-ор-ор-, ор-ор-ор.

Фермера зовут Захар,                              ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Мастер разрезает шнур,                         ур-ур-ур, ур-ур-ур.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ


Произносить (читать) слова по образцу: хо— р — , а — р — ка, фо — р — точ-ка

ар - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.
ор - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
ур - -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

 ыр- сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.
яр -  ярко, ярче, доярка

 ёр-  ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.
юр - юрта, юркий.

 ер - верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­онер, офицер. 
ир - мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ  БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ


Произносить (читать) слова по образцу: а — р — буз, ве-те — р — , о-гу — р — -цы.
ар - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
ур - пурга, огурцы, шнурки.
ир - кирка, кирпич.

ер - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

 Произносить (читать) предложения. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

 

- Егор, Егор, укажи свой двор!

- А вон мой двор, голубой забор.

Четко произносить (читать) чистоговорки

Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ар-ар-ар - улетел мой шар.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ор-ор-ор - красный помидор.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир - мы пьём кефир.
Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.
Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.
Арки-арки-арки - Рая собирает марки.
Орка-орка-орка - во дворе крутая горка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

Произносить (читать) текст.

УТРО

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро оде­вается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, вы­ходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мо­тор и едет на стройку. Трудовое утро начинается. Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

 

Произносить (читать) слоги по образцу: р—а, р—о, р—у, р—ы.
 

ра-ро-ру             ро-ры-ру             ру-ры-ра

ра-ру-ро             ры-ро-ра             ру-ра-ры

 

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов

 

Говорит взрослый.                                Говорит ребенок

В парке ровная гора,                               ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро,                              ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру,                         ру-ру-ру, ру-ру-ру.

В парке кружат комары,                         ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран,                               ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог,                             рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром,                           ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох.                             рох-рох-рох, рох-рох-рох.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

Произносить (читать) слова

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза

РУ-РУ-РУ-  руль, Русь, руки, рукав

РЫ-РЫ-РЫ-  рыба, рыбак ,рынок


РА-РА-РА- дыра, баранки, пирамида, детвора, гора, таракан

РО-РО-РО- мороз, творог, ворона

РУ-РУ-РУ-  парус, кукуруза, шнур

РЫ-РЫ-РЫ-  корыто, перышко, бурый

 

Произносить (читать)  слова с двумя звуками

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скоро-
варка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Произносить (читать) словосочетания

Румяный рулет.      Рукав рубашки.

Рубец на руке.       Русский рубеж.

Русая русалка.       Рукавицы на руках.

Рундук для робы.    Румынские руины.

Рома ловит рыбу.   Рабочие рыли ров.     

 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Произносить (читать) предложения

Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и машина трогается.

Четко произносить (читать) чистоговорки

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать пора

ра-ра-ра — у лисы нора
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.
Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - ягод наберу.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.

 

Вра, вра, вра — у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра — пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра — у нас новая игра.

Кра, кра, кра — очень вкусная икра.

Бро, бро, бро — охраняет пёс добр

Бры, бры, бры — дружные бобры
 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ

 

Произносить (читать) текст.

 

ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она от­правилась на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бо­родатый козёл и беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен...

Ох, и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!

 

Используемая литература:

1.     http://receptidocs.ru/docs/index-9728.html?page=14  

2.     Логопедическое пособие для занятий с детьми издат-школа. Тм, тоо «Издательство «Библиополис» спб, 1996, 208 с

3.     http://pedlib.ru/Books/4/0263/4_0263-116.shtml#book_page_top  

4.     Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов.-- М.: Просвещение, 1979. - 208 с.

5.     http://www.logolife.ru/logopedy/avtomatizaciya-zvukov/avtomatizaciya-zvuka-r-v-slovax-slovosochetaniyax-i-predlozheniyax-kartochki.html

6.     http://logorina.rusedu.net/

свернуть